Волшебный закат на Днестре вблизи Атак. Мост в Жванец.
Казалось бы, самая обыкновенная село, \"визитка\" Буковины, первый населенный пункт области для тех, кто едет в Черновцы из Каменца или Борщева, но и это неприметное маленькое село имеет свои секреты.
Вот информация многолетней давности с черновицкой газеты \"Время\":
\"Село небольшое, насчитывает всего 273 двора, 640 жителей, 308 семей, 55 детей, 174 пенсионеры, 9 ветеранов войны, 12 вдов, 1\" афганца \".
Атаки берегут народные традиции и славятся своими мастерицами - ковровщицы и вышивальщицами. Когда-то ткачеством ковров занимались и мужчины, как, например, талантливый мастер Иван Пастух. 1945 он и несколько односельчан создали килимарну артель, которая затем перебралась в Хотин. Из нее выросла знаменитая художественно-килимарна фабрика им. Н. Крупской, изделия которой экспонировались на выставках в Монреале, Лейпциге и т.д.. К сожалению, с 1994 г. она осталась лишь в анналах истории \".
Совсем неподалеку Атак, на Збруче, лежит славный своей крепостью село Окопы. Такая близость двух милитаризированных топонимов привела к появлению еще в Первую мировую местной поговорки о солдате, который \"во время атак сидел в Окопах, а когда рыли окопы, бегал в Атаки\". (Несколько свободное моя трактовка, поскольку не помню точного формулировки высказывания). А действительно, почему именно Атаки?
Давайте разберемся. За помощью обратимся к уже упомянутой газеты \"Время\":
Если значение топонимов Круглик, Долиняны, Поляна, Млынки, а тем более Четыре Корчмы может объяснить каждый, то такие названия, как Атаки, Анадолы или Дарабани заставляют задуматься. Конечно, в этих селах найдутся знатоки, которые подробно объяснят вам, что и к чему. В Атаки, например, каждый уже знает, что именно с того места, где теперь расположено село, запорожские казаки ходили в атаку на Хотинской крепости, в которой сидели турки. Народная топонимика основывается на тех же фольклорных принципах, что и сказки и легенды. Для фольклора не имеет значения, что запорожцы никогда не ходили в атаку на Хотин ни с Атак, ни даже из Четырех корчме. Чужеземное слово \"атака» не употреблялось в украинском языке ни в эпоху казачества, ни в более поздние времена, поэтому не стоит искать его в произведениях Котляревского или Шевченко.
Зато новейшая история знает неоспоримый факт атаки с Атак на Хотин - при Хотинского восстания 1919 Атаки были одним из его очагов, именно здесь повстанцы в ночь с 22 на 23 января захватили румынскую артиллерийскую батарею. Поэтому отряды атакцив, рукшинцив и других пошли в наступление на Хотин и 23 января освободили город. Откуда же взялась непривычное название - Атаки?
Некоторые ученые выводили ее из турецкого atak - \"отважный\". И к моменту прихода турок на Хотинщину село уже существовало и называлось Отаки, которую новые хозяева переиначили на Атак. Поэтому был прав известный специалист по топонимике Юрий Карпенко, который связывал ее с молдавским словом \"так\". Хотинщина принадлежала со второй половины XIV века. к Молдавского княжества, и украинской позаимствовали от молдаван много слов. Некоторые из них вошли в украинский язык (чабан, костер) или ее буковинско-приднестровский диалект (Чишма, Бульбон). Отдельные слова сохранились лишь как местные названия (Отаки, Магала), а их значение в наше время забылось.
\"Так\" - это шалаш на берегу реки, который служил временным жильем для рыбаков и пастухов. Несколько шалашей или хижин образовывали \"так\". В сборном смысле \"так\" означало лагерь. Обычно чабаны устраивали в нем загон, в которую на ночь загоняли овец. Поэтому \"так\" означал еще и овчарню, загон для скота. \"Так\" называли и военный лагерь на берегу реки, где воины жили в палатках, а вблизи держали в загоне скот - провиант, который шел за войском своим ходом. Молдавский летописец Мирон Костин сообщает, что перед польско-турецкой битвой 1673р. в Хотине отряды молдаван и валахов расположились отдельно от турок в своих \"так\".
Некоторые \"так\" еще в XVII в. стали небольшими деревнями, которые так и назывались - Отаки. Турки, овладев Хотинщину в начале XVIII в., Произносили это название по-своему - Атак, потому что в их языке существовало подходящее слово, правда, с другим значением. Когда Хотинщина в начале ХIХ ст. вошла в состав Российской империи, чиновники-русские стали называть их атаками. Это объяснялось не только турецким влиянием, но и созвучию со словом \"атака\", вошедшее в русский язык при Петре I. Свою роль сыграла и русское произношение с ее \"аканьем\".
В Хихст. село чаще обозначалось как \"Атаки Хотинския\", потому что у уезде были еще и \"Атаки Рестевския\". В конце ХIХ ст. они вошли в состав Рестева (Верстива), и населенный пункт назывался Рестео-атаками. 7 сентября 1946г. село переименовали в Днестровка (Кельменецкого р-на), но местные жители помнят старое название и знают, что воды Днестровского водохранилища покрыли бывшие Атаки, а не верстать.
Древнейшая документальное упоминание о Отаки под Хотином, которую удалось найти, относится до 1715 г. Именно тогда правительство Османской Порты окончательно отделил Хотинщину от Молдавского княжества и превратил ее в административную единицу - нахийе. В соседних государствах называли Хотинской Райе, так турки обозначали подвластно христианское население. В ее состав входили территории Хотинского, Кельменецкого, Сокирянского, большей части Новоселицкого и еще 4 районов на севере Молдовы. Новая власть составила реестр всех 93 сел. Подавляющее большинство - 74 села - стояли пустыми, жители их покинули. Турецкие чиновники объясняли, что крестьяне разбежались \"из-за вторжения московитов или по преступлениям и насилия шведов и киевского воеводы, ранее зимовали в этих местах\".
Действительно, после поражения под Полтавой в 1709. отдельные подразделения шведов забрели на Хотинщину, где к ним присоединились отряды киевского воеводы Юзефа Потоцкого, сторонника Карла XII. Не имея поставки, шведский и польский воячня грабила население. В конце лета 1711. на Хотинщине появилась семитысячному драгунская дивизия русского генерала К.Е.Ренье, которая после неудачи Прутского похода Петра I обходным путем отступала из-под Браилов. Голодные драгуны тоже ограбили местных жителей. Когда русские перешли Днестр и двинулись вглубь Подолья, на Хотинщину вернулись шведы и поляки, которые бесчинствовали там в течение двух лет. 1713р. турки перебросили сюда несколько дивизий из Боснии и вытеснили разбойников за пределы края.
Из источников известно, что турецкие войска, которые прибыли в Хотин, НЕ грабили местное население, потому что имели хорошо налаженные поставки. С другой стороны, после шведов, поляков и россиян уже нечего было грабить. Зато турецкие солдаты погвалтувалы всех женщин, несмотря на возраст и социальное положение. Это имело следствием побег значительной части населения за Днестр.
Поэтому в 1715р. новая власть проявила жителей лишь в 19-ти селах. Под № 59 в турецком реестре значилось \"село Отач\", в котором проживало 7 мужчин. Турки считали лиц только мужского пола, которым исполнилось 15 лет, только один из них взимались налоги. Женщины и дети налогов не платили, потому чиновники ними не интересовались. Для сравнения, в \"деревне Ленковтси\" проживало 29 мужчин. Возможно, среди мужчин были и предки народного артиста Украины Павла Дворского и экс-народного депутата Украины Анатолия Корчинского. 39 мужчин проживало в \"деревне Маресиничи\". Так турки записали название Маршинцы Новоселицкого района. Неизвестно, был ли среди местных жителей хоть один Ротару.
За каждым селом были закреплены турецкие офицеры или солдаты, обязаны вернуть Райяты в их село и следить за тем, чтобы им не делаются притеснения. Дата прибытия, имя и особые приметы каждого райята заносились в Дефтера - список налогоплательщиков, который хранился в хотинского дефтердара - начальника налоговой службы. 21 раби юл-ахира 1128р. по хиджре (14 апреля 1716г.) Отаки были переданы под надзор янычарского аги (капитана). Но вряд ли командир турецких гвардейцев занимался этим поручением. Видимо, вопросами села занимался кто-то из его подчиненных.
Когда турки обосновались в Хотине, они взялись и за Отаки. Неизвестный по имени секретарь хотинского арсенала писал, что дефтердар Мустафа-ага основал напротив Жванца, \"в местности, которая называется Атак\", ярмарка, построив на берегу Днестра большой караван-сарай, навесы для торговцев и конюшни для купеческих лошадей. \"Там было 50 корчма, в которых проживали музыканты-поляки и красивые девушки. Двадцать янычар охраняют там порядок. Ярмарка проводится семь раз в год\". Отаки стали средоточием торговли, который посещали купцы из Речи Посполитой, Османской империи и других стран.
Секретарь хотинского арсенала писал, что немного выше по Днестру, напротив польского форта Акуби, т.е. Окоп, на возвышении расположено \"на редкость волшебное место, на склоне которого бьют источники, как в раю\". Турки называли это место атаки. Там росли роскошные сады, посаженные по распоряжению какого-то вельможи. За ними лежала долина Киредж-хане (побелены дом) - \"тоже очень приятное место с густой тенью дубов\". Командир янычарской роты обустроил источник в виде Чишмы на склоне этой долины. К этому был причастен и секретарь арсенала. По турецкой традиции, он сочинил стихи и вырезал его на мраморной плите, которую вмуровали в стенку Чишмы.
Описывая красоту ручьев, секретарь отметил, что там растут дикие ирисы, похожие на морковь. Соседние поля засеяны пшеницей и маком, из семян которого выжимали маковую масло. \"Из пшеничной муки готовится нечто похожее на плов, который едят, окуная ложку в маковую масло. Мак иногда такой большой, как зерна граната. Дети берут с собой в школу одну-две головки мака и едят маковые зернышки как сладости\". Отличная и быстрая доставка воды http://ids-service.com.ua/, цены приятно удивлят. Секретарь описал другие окраины Хотина и некоторые здания, построенные турками, и жалел, что россияне 1739 сделали из этого всего, как сказал бы Котляревский, \"стог навоза\", ограбив даже турецкое кладбище. Видимо, жителям Так тоже было несладко во время русско-турецких войн.
1769 Хотинщина снова включена в Молдавского княжества. 1772. проведена перепись налогоплательщиков. В списки вносились имена глав семей в селах. Записи делались на молдавском языке. Отаки указаны в документе как \"Махалаоа Отачилор от Хотин\" (Хотинское пригород Отаки). В нем жило 13 семей. Первым значился дворник - председатель, Семен. Далее указаны: Иван Черней, его сын Филипп, Степан-русин (украинской), Григорий с Клишковцы, хозяин Иван, Семен Руснак, Иван с Покреткы, его брат Николай, Василий Подклеський, поп Андрей, дьяк Павел и расстриженного поп Михаил. Фамилиями тогда почти не пользовались, разве прозвищами. Наличие священника и дьячка говорит о существовании отдельной прихода. Речь шла о ярмарочное предместье, а здесь могли жить и евреи, и их фамилии попали в отдельный список под заголовком \"Евреи из города Хотина\", где перечислены 59 человек. Батраков, калек и вдов не вносили в списки. И все же такие были малым селом, которое начало расти лишь в начале ХIХ ст., Когда число дворов увеличилось втрое. Об этом узнаем из \"клировых сведений\" Хотинщины за 1811, где упомянута и \"селения отакъ церковь Богословская деревяная новая, ризницей и утварь, книгами средная\". Приход насчитывала 45 с четвертью (?) Дворов, где жило 367 душ \"обоего пола\": 181 \"мужеска\" и 186 \"женьска\". В графе \"Кто прихожаны\" указано - \"русским\" (украинского). Священником был 47-летний о.Иоанна Гловатинський с Тернопольщины. 1793. Австрия вернула Хотинщину Турции. И. Гловатинський, не желая терять приход, остался в Новоселице. Через шесть лет его перевели в Отаки, где его застало захвата Хотинщины русским войском в конце 1806. Он имел трех сыновей, которым было 18, 14 и 10 лет.
Ну что же, расскажем и о храме и связанную с ним легенду. О времени, когда был построен Иоанно-Богословский храм в так, узнаем из \"клировых сведений\" за 1840. Церковь \"селения Хотинскихъ Так построена 1792 года тщаниемъ прихожанъ\". В 1840 году церковь была \"зданиемъ деревянная, покрыта гонтом, крышей ветхая, колокольня 4-хъ деревянныхъ столбахъ крепкая. Престолъ въ ней одинъ холодной воим Святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Утварью средственно, книгами и ризницей скудная\". До нас не дошло ни одного изображения этой церкви. Видимо, она выглядела так же, как и Царе-Константиновская церковь в Хотине, построенная 1764: срубная здание на каменном фундаменте, состоявшая из квадратной нави и узких четырехугольных притвора и алтарной части. Над нефом находилась баня со световым фонарем. Видимо, отацька церковь была меньше по размерам.
В 1840г. в так насчитывалось 49 дворов, где проживали 198 мужчин и 194 женщины, а еще жили две дворянские семьи (2 человека и 4 женщины). Каждая из этих семей занимала лишь по четверти двора.
С церковью Иоанна Богослова связана странная легенда: будто в ней побывал Александр Пушкин, венчал здесь дочь своего товарища Пущина. Видимо, на этот случай светило русской литературы одолжил у о.Гловатинського ризы, курение и все остальное, необходимое для совершения таинства. \"Ай да Пушкин, ай да (и т.д.)!\" Как ни жаль, Пушкин не бывал.
1876г. в Атаках открылась одноклассная школа. С ее первых учителей удалось установить фамилии Николая Осиповича Васильева (1877-1881рр.), Екатерины Феодотивны Фугурськои (1885-1918), и Николая Решетника - учителя гимнастики с 1911 года. Местный священник учил детей закону божьему. С 1895 года \"законоучителем\" был О.Семенив Григорьевич Власьев. В школе учились 31 мальчик и 19 девочек. Преподавание велось на русском, хотя большинство детей были украинского, и лишь незначительная часть - русскими, трое - евреями и один ребенок происходила из поляков.
Большинство детей получала начальное образование. Некоторые заканчивал среднюю школу в Хотине. Лишь единицы получили высшее образование. Скажем, Ефим Лискун (1873-1958), который благодаря успехам в учебе стал стипендиатом фонда им. Л.М.Геевського - одного из ведущих деятелей Хотинского земства. Ежегодная стипендия 300 руб. позволила талантливому атакцю закончить 1895 Московский сельскохозяйственный институт. Впоследствии он стал известным ученым-зоотехником, академиком и лауреатом Государственной премии СССР.
Вот такая история маленького села на берегу Днестра.