Уважаемые читатели!
Мы благодарим вас за интерес к нашей рубрике «Шелл информирует». Многих из вас беспокоит возможное влияние промышленной добычи нетрадиционного газа на сельскохозяйственные угодья.
Этот вопрос интересует и украинских ученых центров «Номос» и «Стратегия XXI». Они выяснили факторы влияния и возможные риски на примере американских штатов, где активная добыча нетрадиционных углеводородов ведется уже c начала 2000-х. Полный текст исследования вы можете найти по адресу: http://geostrategy.org.ua/images/Metanosfera_3_12.pdf.
Воды для ГРП нужно намного меньше, чем для производства биотоплива
В штате Техас на месторождении Eagle Ford для проведения многостадийного гидроразрыва на одной скважине необходимо 7 млн. галлонов воды (1 американский галлон = 3.8 литра). Продуктивность скважины составляет 8,4 млн. галлонов нефти. Таким образом, один галлон использованной воды обеспечивает приблизительно 1,2 галлона добытой нефти. Эта цифра является достаточно скромной по сравнению с созданием эквивалентного объема энергии при производстве «зеленого» этанола. Чтобы получить 1 галлон этанола, необходимо 3 галлона воды. И это не считая воды, которая необходима для выращивания сельскохозяйственных культур. А если это учесть, то, например, чтобы вырастить 1 бушель зерновых (1 бушель = 36,6 л), из которого можно получить 2,5 галлона этанола, нужно 2500 галлонов воды! Нехитрый подсчет, таким образом, дает нам цифру в 1000 галлонов воды, которую необходимо потратить на весь цикл выращивания и производства этанола по сравнению с 0,8 галлона для получения 1 галлона сланцевой нефти.
Если рассматривать конкретный пример, то в штате Техас суточное производство этанола составляет 33,6 миллионов галлонов. Ежедневное потребление воды для производства данного объема этанола будет составлять 100 миллионов галлонов (378 тыс. кубометров). Для того, чтобы вырастить необходимый объем зерновых культур, которые станут сырьем для производства заявленного объема этанола, необходимо еще 13,8 триллионов галлонов воды (52 млн. кубометров). Теперь, если перенести использование таких объемов воды на добычу нетрадиционного газа с применением фрекинга, мы получим объем, достаточный для выполнения ГРП на 2 миллионах скважин в год или же 5,5 тысяч скважин в день. Это совершенно фантастические цифры, ведь даже в США, где ведется активная добыча углеводородов, в течение 2012 года пробурили около 47 тысяч скважин для всех видов углеводородов, как традиционных, так и сланцевых.
Однако, даже при допущении таких невероятных объемов нетрадиционного газа, мы получали бы значительно больший эквивалент энергии при равном использовании воды. В данном примере природный газ сравнивается с этанолом по двум причинам: во-первых, треть выращиваемых зерновых культур США направляется на производство этанола, во-вторых, большинство фермеров, которых беспокоят проблемы использования воды в процессе добычи нетрадиционного газа, считают, что этанол – более экономичный «зеленый» способ генерирования энергии, что является серьезным заблуждением.
Так, сравнение на практике с реальным потреблением воды в других отраслях демонстрирует, что проблема использования воды в процессе гидроразрыва является в большей степени надуманной.
Отсутствие влияния добычи нетрадиционного газа на молочную отрасль штата Пенсильвания
В 2013 году в американском научном журнале “New Solution” было опубликовано описательное исследование группы авторов (Маделон Л. Финкел, Джейн Селеджин, Джек Хайс и Натан Кондамуди), в котором был проведен анализ изменения объемов производства молока в штате Пенсильвания, количества коров, надоев на корову в штатах с активной добычей нетрадиционного газа в сравнении с соседними штатами, где уровень добычи газа был незначительным или вовсе отсутствовал в период с 1996 по 2011 год. Штат Пенсильвания, где в начале нулевых началась активная добыча нетрадиционных углеводородов, является важным сельскохозяйственным регионом США и пятым штатом по объемам развития молочной промышленности после Калифорнии, Висконсина, Айдахо и Нью-Йорка. Округ Бредфорд – один из лидеров по показателям в молочной промышленности. Он расположен в рамках площади Марселус и с 2011 года превратился в округ с наибольшим количеством скважин, пробуренных в штате Пенсильвания.
В этом штате промышленная добыча нетрадиционного газа началась в 2006 году, что стало основной причиной выбора именно этого штата в качестве предмета анализа.
Исследователи приводят данные по среднему надою молока одной коровой в период до 2011 года. Среднее количество продукта из расчета на одну корову оставалось неизменным из года в год во всех округах независимо от того, проводилось ли там активное бурение или буровые площадки отсутствовали вовсе.
Общий вывод исследования гласил, что количество пробуренных скважин не имеет прямого влияния на спад молочного производства. Так, в округе Бредфорд, где было пробурено наибольшее количество скважин, спада количества дойных коров и общих надоев молока практически не было. Тогда как в округе Вашингтон, где на момент исследования было пробурено всего несколько скважин, был зафиксирован наибольший спад молочной промышленности. Одной из причин спада производства исследователи называют сдачу в аренду фермерских земельных участков.
Уважаемые читатели!
Вы можете задать специалистам «Шелл» свой вопрос по телефону горячей линии «Шелл»: (044) 205-00-15. Горячая линия работает без выходных с 09:00 до 18:00. Звонки со стационарных телефонов в пределах Украины бесплатные.
Пишите специалистам по связям с местными громадами «Шелл» Валентине Гековой по адресу valentina.gekova@shell.com и Ивану Мукомелу по адресу Ivan.Mukomel@shell.com.