Перед мебельной промышленностью молодого Украинского Советского государства с первых же дней встал ответственная задача - обеспечить дешевыми добротной мебелью трудящихся города и деревни. Для этого необходимо было восстановить разрушенные войной предприятия, механизировать и значительно увеличить их производственную мощность. На базе кустарных мастерских были организованы кооперативные артели. Со временем некоторые из них были преобразованы в государственные фабрики. Перед мебельной промышленностью молодого Украинского Советского государства с первых же дней встал ответственная задача - обеспечить дешевыми добротной мебелью трудящихся города и деревни. Для этого необходимо было восстановить разрушенные войной предприятия, механизировать и значительно увеличить их производственную мощность. На базе кустарных мастерских были организованы кооперативные артели. Со временем некоторые из них были преобразованы в государственные фабрики.
Накануне Великой Отечественной войны на Украине (вместе с воссоединенными в 1939 г.. Западно областями) насчитывалось 60 государственных мебельных фабрик и 361 мебельное предприятие промкооперации. Крупнейшие фабрики действовали в Киеве (фабрика им. Боженко), Днепропетровске, Житомире, Львове, Лубнах, Одессе и Прилуках.
Специалистов по художественному производству мебели в первый период развития советской промышленности еще не было. Проектированием мебели занимались в основном лучшие мастера фабрик и артелей, а впоследствии и инженеры-конструкторы. В ассортименте изделий фабрик и артелей кроме отдельных стандартизированных мебели (кресла, шкафы, кровати и т.д.) были гарнитуры для оборудования гостиных, спален или кабинетов.
Формы мебели того времени мало чем отличались от дореволюционных. Только некоторые из них отмечались простотой и целесообразностью форм, характерных для народной мебели.
В 30-е годы работники мебельной промышленности пытались создать мебель, которая более соответствовали бы новым условиям и эстетическим запросам советских людей. Союз советских архитекторов Украины объявила в 1939 г.. Республиканский конкурс на создание домашнего оборудования массовый характер. Однако нападение гитлеровской Германии на СССР помешал этому начинанию. Отличная современная мебель премиум класса на http://ardismebel.ru.
Отечественная война нанесла большой разрушений мебельной промышленности Украины. Поэтому в первые послевоенные годы все усилия мебельщиков были направлены на ее восстановление.
Развитие строительства жилого фонда страны, гигантское подъема советской промышленности и связан с этим рост городского населения вызвали острый, чем раньше, спрос на предметы домашнего оборудования. Для его удовлетворения был построен ряд новых крупных мебельных фабрик и заводов, оснащенных новейшей техникой. Совершенные механизмы получили также фабрики и предприятия промкооперации.
Большую роль в увеличении производства мебели сыграла перестройка мебельной промышленности богатых леса Закарпатской и Черновицкой областей. Только на Закарпатье после войны (на базе крупных фабрик и кооперативов, организованные непосредственно после воссоединения) построен Береговский и Мукачевский мебельные комбинаты. Иршавский комбинат гнутой мебели, Хустскую мебельную фабрику и реконструировано и значительно расширен Ужгородский фанерный мебельный комбинат.
В результате всех этих мероприятий продукция украинских мебельных предприятий превысила в 1961 году. Довоенный уровень почти в 6 раз.
Вместе с развитием мебельной промышленности большое внимание уделялось подготовке кадров. Были созданы мебельные факультеты при лесотехнических институтах и открыто ряд мебельных техникумов. В послевоенный период начато также подготовку специалистов по художественному проектированию мебели со средним и высшим образованием. Было создано мебельные отделы в ряде училищ прикладного искусства республики, отделение проектирования мебели и оформления интерьера при Львовском институте прикладного и декоративного искусства, мебельно-интерьерные отделения при архитектурных факультетах некоторых политехнических институтов.
Важное значение для развития нового советского художественного производства мебели имело открытие при Институте художественной промышленности Академии архитектуры Украинской ССР (с 1959 г.. Академия строительства и архитектуры) отдела, задачей которого было изучение и проектирование новых типов мебели. Развития художественного производства мебели способствовали республиканские мебельные выставки, участие мебельных предприятий республики во всесоюзных выставках советского прикладного искусства в Москве, устройство выставок мебели зарубежных стран, импорт мебели из стран социалистического лагеря и тому подобное.
Однако все эти меры не сразу дали желаемые результаты. Значительным препятствием были устаревшие взгляды на художественное производство мебели, когда его признаком считались только резьба, инкрустация и дорогая фурнитура.
В украинском производстве мебели послевоенного периода возникли и достаточно долго существовали три основных направления. Первый из них основывался на адаптации дореволюционных мебельных форм, использованных для нужд современного городского быта. Фабрики чаще выпускали гарнитур для столовой, который состоял из буфета, стола, кресел и обязательной ряды-дивана с высокой заплечики.
Второе направление черпал образцы из исторических стилей, в том числе с классицизма конца XVIII - начала XIX в. Некоторые архитекторы и художники старшего поколения считали их наиболее подходящими для использования в наше время. Такие гарнитуры, представляли собой довольно слабые перепевы старых форм, проектировались Киевским мебельно-конструкторским бюро и изготавливались разными заводами республики. Гарнитур гостиной, например, выпускавшие львовские фабрики, был основан на традициях классицизма начала XIX в. Трудоемкий в производстве через сложную форму изогнутых деталей, накладных розетки, интарсии из белого дерева и т. П., Он был вместе с тем невыгоден в пользовании, неэстетичный.
Третий тип мебельной продукции отмечался простотой силуэта. Он возник в связи с применением новой технологии производства мебели, необходимой для получения больших гладких плоскостей, и был связан с формированием новых черт интерьера. Основными элементами в конструкции этой мебели служили так называемые столярные плиты, состоящие из внутреннего каркаса и облицовки клееной фанерой. Для наружной облицовки охотно употребляли письма строганного фанеры из ценных пород дерева, характерных сложной живописной и довольно контрастной текстурой. Наложение таких листов фанеры на большой плоскости в той последовательности, в которой ее зистругалы из одного куска дерева, создавало своеобразный ритмический орнамент, мотивами которого служил натуральный рисунок древесины. Однако чрезмерное применение этого метода приводило к невнятности контура и затушевывания формы предмета.
Хотя мебльови предприятия и дальше выпускали гарнитуры для отдельных комнат - столовых, спален и т.д., однако количество предметов в гарнитуре значительно уменьшалась в связи с тем, что некоторые комнаты (например, столовой или гостиной и жилые комнаты) функционально объединены. Таким образом, уже четко намечался характер общей жилой комнаты. Это требовало также совмещение функций отдельных предметов. Выгодные для сидения мягкие топчаны, диваны или кресла превратились в кровати, столики делались раскладными, шкафчики-буфеты приспосабливались принадлежности и тому подобное. В результате возник новый тип комбинированной мебели, предназначенных для двух или более бытовых функций.
Достаточно разнообразной была львовская продукция мебели упомянутого типа. Лучшие образцы шкафов, кроватей, топчанов и т.д. отмечались гармонией пропорций и заботливым подбором строганного фанеры с довольно спокойным рисунком.
Закарпатские мебель в основном не отличались от львовских. Однако для них характерна большая детализация формы и облицовки строганного фанерой с очень четким и контрастным рисунком, который предоставлял фасада пестроты. Стремление к дифференциации форм предметов привело к возникновению на Закарпатье второго типа мебели с чрезвычайно раздробленным фасадом.
В Ужгороде более чем в Львове, заметный интерес к комбинированным мебели. На Закарпатье распространены мягкие раскладные кресла и скамьи (диваны) различных форм простой щитовой конструкции. Последние нашли особенно широким спросом благодаря применению гармоничного в цвете обивочного материала. Закарпатские конструкторы проектируют также многофункциональные предметы. В частности, Ужгородские экспериментальные мастерские изготавливают библиотечном шкаф-секретер, которая легко превращается в кровать с ночной шкафчиком.
Украинская советская мебель
Facebook Коментарі