Начнем с самого начала:
Визовые вопросы.
Греция - страна Евросоюза, то есть украинском сюда можно попасть с любой действительной шенген-визой. Если шенген-виза одноразовая, то добираться сюда стоит за временно безвизовых для Украины Румынию, Сербию, Македонию, если же многократная, то проехать можно через Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию, Македонию. Мы выбрали второй вариант, так как у большинства участников путешествия были польские мультивизы, кроме того, начиная с Словакии вся дорога в Грецию автомагистраль.
Начнем с самого начала:
Визовые вопросы.
Греция - страна Евросоюза, то есть украинском сюда можно попасть с любой действительной шенген-визой. Если шенген-виза одноразовая, то добираться сюда стоит за временно безвизовых для Украины Румынию, Сербию, Македонию, если же многократная, то проехать можно через Польшу, Словакию, Венгрию, Сербию, Македонию. Мы выбрали второй вариант, так как у большинства участников путешествия были польские мультивизы, кроме того, начиная с Словакии вся дорога в Грецию автомагистраль.
Границы.
Украина-Польша (Краковец): в пятницу вечером очереди почти не было. Стандартные вопросы: куда едете, что везете, откройте багажник, и т.д ...
Польша-Словакия-Венгрия: границ как таковых нет. Могут только стоять знаки ограничения скорости. О переезде в другую страну мы узнавали только по табличке с описанием новых правил дорожного движения.
Венгрия-Сербия: очередей нет (неожиданная для нас ситуация на стыке шенгена с не-шенгеном). На границе проверяли только сербские машины. У нас венгры только посмотрели на визу, сербы поставили штамп о въезде на их территорию.
Сербия-Македония: все проходит очень быстро, македонцы ставят въездной штамп с пожеланием счастливого пути.
Македония-Греция: опять въезжаем в шенген и греки ставят отметку о въезде, даже не поинтересовавшись куда едем и что везем.
По пути ситуация на границах была аналогичной, за исключением сербско-венгерской. Там встретили очередь машин в коридоре NON EU: пришлось минут 40 подождать.
Получается, что дольше и сложнее нам выехать из Украины. А дальше - \"велкам\".
Время.
Дорога Ternopil - Katerinis (городок у Thessaloniki). Выезд в пятницу вечером - приезд в полдень воскресенья. 1-й день: 300 км и ночлег в польском Rzeszow; 2-й день: 1100 км и ночлег в Сербии вблизи Vranje; 3-й день: 380 км до пункта назначения.
Дорога Kefalonia (остров в Ионическом море) - Ternopil. Выезд в четверг утром - приезд в субботу поздно вечером. 1-й день: паромная переправа + 700 км и ночлег в Македонии вблизи Kumanovo; 2-й день: 1100 км и ночлег в Словакии вблизи Presov; 3-й день: покупки в польском Rzeszow, 2:00 на нашей границе, 400км и мы дома.
Дорога.
Правила дорожного движения всех стран Евросоюза можно найти здесь (хороший ресурс, только время пидлагуе ...), по другим странам - стоит почитать здесь.
Данные обо всех платные дороги Европы - здесь. На этом сайте также продаются винеткы.
Рассчитать стоимость топлива + плату за дороги для выбранного маршрута очень удобно в Мишелин здесь.
В общем, если хотеть приехать в Грецию только на море и в одно место, то семьи из 3-х человек дешевле и быстрее получается лететь чартером из Львова. Но, если есть желание поездить по интересным местам этой страны, пожить в разных ее частях, взять с собой велосипеды в путешествие и на это все хотя бы 2 недели, то выгоднее и удобнее получается ехать собственным автомобилем.
Подробнее по странам по нашему пути:
Польша: почти достроена магистраль Korczowa-Rzeszow (именно поэтому \"почти\" она пока что бесплатная), а дорога на Словакию с Rzeszow проходит через населенные пункты, поэтому едем со скоростью: 90-50-90. Зоны отдыха (rest area) как такие, особо не встречались, поскольку мы магистралями очень мало пользовались. Цена на дизтопливо одна из самых дешевых. Язык у поляков очень близка к украинской, кроме того они часто понимают английский. Валюта в стране - польский злотый, и везде можно рассчитаться пластиковой карточкой.
Словакия: автомагистраль только между Presov-Kosice. Как оказалось позже, не стоит покупать винетку для этих 30 км дороги, так как альтернативной ехать гораздо дольше. Что больше всего удивило в этой стране: дорожная полиция с \"фарой\" стоит на каждом шагу. Возможно это связано с тем, что мы ехали не магистралями ... Язык у словаков очень похожа на польской (в них даже много слов одинаковы) и здесь также преимущественно знают английский. Валюта - евро, расчет карточкой беспроблемный.
Греция: между основными городами магистрали. Оплату за них собирают подобно соседних Сербии и Македонии при въезде. Дорожное покрытие - такое же как у них. Одним из неприятных моментов было то, что за пользование автомагистралями невозможно рассчитаться кредитной карточкой - только наличные и только Евро. :-(. Restarea - хуже, чем в США у соседей. Заправки преимущественно старые. А на Магистрали N2 с ними вообще проблема: либо нет, либо такие, что на них страшно заправляться. Здесь далеко не всегда есть кафешки в зонах отдыха и при время путешествия не было замечено ни одной детской площадки :-(.
Однако, в Греции очень лояльная полиция. Собственный пример: две полосы, разделенные сплошной линией, разрешенная скорость - 100 км / ч. Впереди нас едет машина полиции на 20 км / ч медленнее, и движется на правую обочину только для того, чтобы дать дорогу другим участникам движения. Или другой пример: знак \"остановка запрещена\", под которым стоят около 10 машин. Первый полицейский подъезжает к каждой машине и предупреждает о штрафе, просит не останавливаться, а уже следующий едет за ним и выписывает тикеты только тем, кто не уехал. Возможно они здесь такие хорошие том, что система в совсем другое, или потому что, как рассказывают местные, никому в голову даже не придет предложить деньги полиции вместо выписывания штрафа?
Итак, для того, чтобы даже самый длинный переезд была не утомительным и интересным следует придерживаться следующих правил:
Перед любой поездкой проверить состояние своего автомобиля: давление в колесах, уровне масла и тормозной жидкости, исправность фар, других световых указателей, кондиционера и радио, заправить полный бак.
Приготовить аварийный комплект: инструкция по управлению автомобилем, страховка на авто, фонарик, дополнительные предохранители, светоотражающий треугольник, огнетушитель и аптечка.
Долговременную езду надо начинать обязательно хорошо виспаним - чтобы дольше хватило \"заряда батареи\".
Лучше иметь двух водители в одном авто - это увеличит возможное время непрерывной езды, а также значительно облегчит ориентирование на местности, поиск отеля, заправочной станции, правильного направления дороги.
Важно хорошо закрепить весь багаж, особенно, если есть такие объемные вещи, как лыжи, велосипеды, или еще что-то. Потому на большой скорости может случиться разное.
Не стоит рассчитывать на один только GPS: современные гаджеты позволяют иметь различные программы навигации в разных местах: телефоны, ноутбуки, планшеты. Многие советуют иметь щей бумажные карты для полной уверенности.
Все ключевые места на маршруте необходимо выделить заранее и всегда знать в каком направлении едете, потому что часто бывают ремонты дорог, объезды, аварии, о которых GPS еще не знает.
Нельзя пить алкоголь перед поездкой: конечно, одно пиво к интоксикации не приведет ли, но точно вызовет сонливость организма.
Не позволять уровню топлива опуститься ниже четверти бака. НА не магистральных дорогах часто бывает так, что в ближайшее нормальной заправки очень далеко, или она закрыта.
Питание: нельзя ехать голодным - это значительно снижает концентрацию и как следствие - опасен для вождения. Так же, нельзя принимать пищу в большом количестве, поскольку это вызовет чувство усталости в организме. Лучше всего иметь с собой быстрые снеки: фрукты, сухофрукты, орехи, йогурты, батончики с мюсли и охлажденную воду для утоления жажды.
Вообще существует правило вождения: останавливаться каждые 3:00 езды, или тогда, когда чувствуешь усталость, или сонливость. Даже короткая остановка на 5 минут дает очень много: водитель встает, разминает ноги, спину, а дети в это время могут побегать, попрыгать. В таком случае значительно повышается концентрация человека во время следующего участка езды, а следовательно и увеличивается безопасность движения.
Важную роль играет музыка. В машине всегда стоит держать ту музыку, которая нравится и способна поднять настроение: не рекомендуется слишком тяжелая, потому что вызывает агрессию, или очень медленная - сонливость.
Нужно периодически открывать окно для проветривания, это также стимулирует оживление для организма. А температуру в салоне держать такую, чтобы не было душно - лучше проходнише.
В случае путешествия с детьми лучшим помощником является планшет с мультиками и игрушки. Также, стоит сделать так, чтобы детям также было интересно смотреть на дорогу. В нашем случае, детское креслице расположен посередине и сын всегда \"помогает\" ехать.
Использование круиз-контроля предостерегает от превышения скорости и дает возможность более насладиться окружающими пейзажами.
Если едут 2 машины в паре: очень практичную есть рации, особенно за рубежом, где роуминг дорогой. А о правилах езды и остановок надо четко договариваться заранее, чтобы потом не возникало вопросов. Ну в этой области нам еще учиться и учиться ....
Если приходится ехать больше 12:00 до пункта назначения - то лучше остановиться на комфорна ночлег для восстановления сил и энергии. Эмпирическим путем было доказано, что максимально комфортное расстояние для семьи по европейским автодорогам - 1000 км днем смешанной магистрально-обычной дороги. Больше не стоит, разве, если через 200 км конечная точка назначения.
Стоит задумываться о месте ночевки за 1.5-2 ч до желаемого времени: примерно столько в среднем требуется для того, чтобы найти подходящий отель. Ну конечно, здесь можно возразить, что это еще очень зависит от дороги, но в этом путешествии и всех наших предыдущих этот показатель был именно такой. Бронь отелей заранее экономит время и нервы, но на дороге может случиться всякое, и порой сложно уложиться в выделенное время.
И самое главное правило - \"enjoy your drive\", то есть всегда, всегда получайте удовольствие от путешествия. Найдите то, что нравится в пути: будь то пейзажи, которые стоит останавливаться и фотографировать, или зоны отдыха, где можно даже просто походить, или наблюдения за жизнью придорожных городков. гора Олимп в Греции оставит массу впечатлений. Добираться до Олимпа удобно из Салоник: протяженность автомобильного маршрута — около 100 км. В дороге пригодятся детализированный карты и навигатор, точно показывающий, где находится гора Олимп и подъездные пути к ней. При этом стоит учитывать, что маршрут включает несколько этапов: поездку через Катерини до Литохоро — города у подножия Олимпа, затем пешком или все также на авто до Прионии — местной горной деревеньки на высоте 1100 метров.Лучше потратить на 2-3 часа больше на дорогу, но сделать так, чтобы она приносила удовольствие всей семье.
С рождением сына все свои путешествия мы проводим с ним. И интересным является тот факт, что за свои три неполных года он настолько привык с нами ездить, что совсем нам не мешает, а наоборот: стимулирует делать чаще остановки, разминаться, побегать, лучше питаться в дороге, хорошо высыпаться, и как следствие не переутомляться и получать больше удовольствия от езды.
И напоследок несколько слов о паромные переправы с авто. Так как Греция - страна множества островов, многие из которых совсем не маленькие, то водный транспорт здесь очень актуален. Честно говоря, до этого путешествия я очень плохо относилась к плаванию на кораблях.
Но паром - это совсем другое дело. Его можно сравнить с поездом: ездит по графику, билеты в сезон на популярные направления расходятся очень быстро, в середине часто есть ресторан, или каюты для сна, а плывет он по воде так, что бы не выглянул в окно, то и не знал бы , что ты в море.
В Греции внутренние паромы плавают разной величины: нам попадались и такие, вмещающих в себя по 200 машин. Если планируется переправа с авто и в разгар сезона, то билеты лучше покупать онлайн за 2 недели до планируемой даты путешествия (для этого ищем по названию ferry tickets и стараемся брать на сайтах самих компаний). Интересно, что у них есть неписаное правило: если кто-то купил билет и не успел на паром, то его пересадят на следующий.
Загрузка на паром начинается за 10-30 мин до отправления в зависимости от величины парома. Процесс организован очень хорошо: машины или разворачиваются внутри, или сразу заезжают задом. При нас паромке с Кефалонии на материк загрузил 70 машин за 15 минут.
И хотя удовольствие переправить машину на пароме не дешевое (нам приходилось оплатить авто четыре стоимости человеческого билета), но это удобно: поставил машину, закрыл все вещи и ушел наслаждаться видами попивая греческое фраппе на палубе. Можно также посетить местный ресторан.
Короче говоря. Паромы советую попробовать всем, даже не любителям кораблей.
WORLD NY. Подорожі та діти