Окончание эпической драмы с элементами шпионского детектива под скучным названием \"Закон Украины о местных выборах\" дает нам возможность сделать приблизительный обзор сценария праздника демократии, который должен состояться 25 октября сего года. http://www.sq.com.ua Территориальная организация выборов
В Харьковской области - более 2 млн. 170 тыс. избирателей, из них 1 млн. 110 тыс. – в городе Харькове. Для проведения выборов местных советов территориальными избирательными комиссиями создаются территориальные округа. Их количество соответствует количеству избираемых депутатов местного совета. Для Харьковского областного совета предполагается 80 округов, для городского совета – 70. При этом закон одновременно требует соблюсти приблизительное равенство округов по численности избирателей и ограничивает представительство от одного района, города в облсовете третью от общего числа депутатов. То есть Харьков, в котором живет чуть больше половины населения области, будет представлен в областном совете не более чем третью депутатов от общего количества, что выглядит несколько несправедливо по отношению к жителям мегаполиса. Конечно, при старой системе в облсовете было всего два харьковских округа, от которых избирались мажоритарщики, но с другой стороны – большинство депутатов-списочников были жителями Харькова, и интересы городской громады все же были представлены вполне адекватно.
В каждом районе и городе областного значения создается не менее одного округа по выборам в областной совет. При создании в соответствующей административно-территориальной единице нескольких округов границы округа должны быть непрерывны и учитывать границы соответствующих избирательных участков. Кроме того, границы округов по выборам областного совета должны учитывать границы округов по выборам районных, городских советов. Последнее означает, что избиратель не будет в районный совет избирать как представитель одной территориальный общины, в областной – другой, т.е. территориальное включение округов друг в друга должно соблюдаться.
Таким образом, законодатель поставил заведомо не решаемую задачу – нарезать округа на основании списка избирателей, который должен быть предоставлен уже после нарезки округов.
С этой целью сроки создания округов разнесены во времени. Например, округа по выборам в горсовет создаются не позже, чем за 50 дней до дня голосования (до 4 сентября включительно), в районный совет – за 37 (17 сентября), а округа для выборов областного совета – за 35 дней (19 сентября).
При этом округа по выборам в горсовет должны быть приблизительно равными по числу избирателей. Количество же избирателей определяется на основании сведений Госреестра избирателей, которые предоставляются избирательной комиссии через неделю после создания округов, за 43 дня до выборов. Таким образом, законодатель поставил заведомо не решаемую задачу – нарезать округа на основании списка избирателей, который должен быть предоставлен уже после нарезки округов.
Создание избирательных комиссий
Избирательных участков в области – 1683 (605 в Харькове). Предстоит создать: Областную избирательную комиссию, 7 избирательных комиссий городов областного значения, 27 районных комиссий, 10 городских комиссий городов районного значения, 60 поселковых, 381 сельскую. Кроме того, в Харькове впервые с 2006 года будут созданы районные в городе комиссии, роль которых сугубо техническая: создать участковые избирательные комиссии, передать бюллетени, принять документы от комиссий по выборам в горсовет и городского головы, установить итоги голосования «на раёне» и передать соответствующий протокол в горизбирком. Поскольку райсоветы не созданы, то и результаты выборов эти комиссии не устанавливают.
Таким образом, всего предстоит создать 496 территориальных и 1683 участковых комиссии, к работе в них будет привлечено около 35 тыс. избирателей. С учетом обычной явки это едва ли не каждый двадцатый активный избиратель.
Сам принцип формирования максимально унифицирован с законом \"О выборах народных депутатов Украины\". Партии, имеющие фракции в Верховной Раде, получают гарантированное представительство (по 2 человека), остальные - через процедуру жеребьевки.
Списки избирателей
В целом, процедура составления и уточнения списков повторяет процедуру, знакомую по выборам народных депутатов и президента.
Но есть и новации, которые важны, ибо впервые в законе о местных выборах записано, что основанием для реализации избирателем права голоса является внесение его в списки избирателей.
Прежде всего, речь о том, что избиратель, который в день голосования находится за пределами населенного пункта, в котором проживает, лишается возможности голосовать на местных выборах. Соответствующие положения закона \"О государственном реестре избирателей\", позволяющие сменить место голосования без изменения избирательного адреса, на местных выборах не применяются.
Эта норма существенным образом ограничивает избирательные права граждан.
Во-первых, избиратель, имеющий право голоса на выборах в областной совет, имеет его везде на территории области, независимо от населенного пункта. Если он, в силу сложившихся обстоятельств, находится вне населенного пункта, в котором он проживает (например, на работе, на даче, на лечении), но на территории области, то задача законодателя и организаторов выборов - обеспечить ему возможность реализации конституционного права.
Во-вторых, лишение возможности сменить место голосования без изменения избирательного адреса дискриминирует существенное число граждан, которые, к примеру, находятся в том же населенном пункте (Харькове), но на территории другого избирательного участка и округа (те же милиционеры, несущие охрану помещения для голосования).
В-третьих, ч.16 ст.34 обуславливает право голоса на спецучастке не только нахождением на территории соответствующей области, района города, но и нахождением на территории соответствующего округа по выборам в местный совет.
Все это совсем странно для предполагаемой пропорциональной системы.
Выдвижение и голосование
Выдвижение кандидатов осуществляется местными организациями партий при условии принятия решения высшим руководящим органом партии об участии в местных выборах. Создание блоков местных политических партий закон не предусматривает. Это можно было бы рассматривать как прогресс сравнительно с первоначальной редакцией, но ведь и ныне действующий закон не допускал создания блоков.
Самовыдвижение на уровне выше поселкового не предусматривается.
Один кандидат не может избираться одновременно в несколько местных советов одного уровня. Вместе с тем, на баллотирование в несколько советов разного уровня, «по вертикали», ограничений нет.
Партийные организации формируют список кандидатов, в котором каждый кандидат за исключением \"первого номера\" закрепляется за одним из территориальных округов. Выдвижение кандидатов в каждом округе необязательно. Строго говоря, нет и ограничения на выдвижение одного кандидата одновременно в нескольких округах. Зато есть требование не менее 30% представительства лиц одного пола.
Избиратель, выбирая партию, автоматическим выберет и кандидата.
В бюллетене будет указано название партии, напротив которого - фамилия первого номера из партийного списка, а также человека из списка, который закреплен за этим округом (если таковой имеется). Таким образом, избиратель, выбирая партию, автоматическим выберет и кандидата.
Эта система уже вызвала массу нареканий, главное из которых состоит в следующем: в конкретном округе может победить кандидат, который в местный совет не попадет, потому что в целом его партия не преодолела пятипроцентный барьер. Сторонники нового закона парируют: голосование по такой системе является \"партийным\", т.е. избиратель, прежде всего, голосует за партию, а фамилия кандидата включена лишь для установления его места в партийном списке и служит целям исключительно рейтингования. Эти ни в коем случае нельзя считать \"мажоритаркой\", т.е. человек, чья фамилия стоит напротив партии, не от округа избирается и к округу отношения может вообще не иметь.
Объяснить эти тонкости электорату сложно: все же многие будут голосовать за фамилию, и растолковать избирателю, почему человек с этой фамилией набрал большинство голосов, но депутатом не стал, - задача нетривиальная. Что еще хуже - подобная ситуация подорвет доверие к институту выборов как таковому. Но законодатель, видимо, считает иначе.
Едва ли не единственным достоинством предлагаемой избирательной системы является то, что на выборах в один местный совет избиратель получает один бюллетень. Однако и это достоинство не без изъяна.
В связи с тем, что в бюллетене присутствуют названия, как партий, так и кандидатов, закон предусматривает использование двух разных штампов для внесения изменений в бюллетень: \"Вибув\" и \"Вибув кандидат\". Это, соответственно, не добавляет уверенности в правильности их использования.
Подсчет результатов
В распределении мандатов принимают участие местные парторганизации, получившие 5 и более процентов голосов, при условии преодоления избирательной квоты, т.е. количества голосов, необходимых для получения одного мандата. Таким образом, для партий установлен пятипроцентный проходной барьер.
Количество голосов, поданных за каждую партию, делится на избирательную квоту, и полученное таким образом целое число и есть количеством мандатов, полученных соответствующей партией.
Оставшиеся, дополнительные мандаты распределяются в соответствии с размером дробного остатка.
Очередность кандидатов в каждом партийном списке определяет соответствующая территориальная избирательная комиссия, формируя рейтинг по уменьшению процента голосов, полученных данной партией в соответствующем территориальном округе.
Депутатами, таким образом, становятся первые номера списков партий, преодолевших пятипроцентный барьер, и кандидаты, получившие наибольший процент голосов в территориальных округах.
Депутатами, таким образом, становятся первые номера списков партий, преодолевших пятипроцентный барьер, и кандидаты, получившие наибольший процент голосов в территориальных округах.
Моделирование результатов выборов в Харьковский городской совет, проведенное с использованием результатов голосования в 2010 году политическим аналитиком Еленой Бугло, показало, что до 30% округов при новой избирательной системе останутся без своих представителей в местном совете. С другой стороны, некоторые округа получат двоих и даже троих депутатов. Любопытно, что сходные результаты получили независимо друг от друга Ukrainian Center for Social Data (Киев) и мониторингово-аналитическая группа CifraGroup (Львов), что свидетельствует о врожденном пороке предлагаемой избирательной системы. И если при выборах горсовета можно отмахнуться от критиков - мол \"депутат должен думать о народе, а не о своем округе\", - то при выборах в областной и районные советы есть риск того, что некоторые районы могут быть вообще не представлены. Как это сообразуется с Конституцией и представительной демократией, к сожалению, неизвестно.
Закон предусматривает также проведение повторного голосования (\"второй тур\") в случае, если ни один из кандидатов на пост городского головы не набирает больше половины поданных голосов. Имеется ли смысл в таком голосовании в случае, если разрыв между кандидатами составляет более 10%, остается открытым. Впрочем, эта норма касается только городов с населением свыше 90 тыс., а их у нас не больше 60, да и то в некоторых, скорее всего, выборы проводиться не будут.
Секретарь Харьковско облизбиркома Александр Коновал,