Георгий Кирпа: прерванный полёт
Десять лет назад, 27 декабря 2004 года, трагически погиб выдающийся государственный деятель, Герой Украины Георгий Николаевич Кирпа. Он был министром транспорта и связи – Генеральным директором «Укрзалізниці». Уже после его смерти за ним прочно закрепилось другое звание, отражающее не карьерное достижение, а саму суть его деятельности, – народный министр.
В преддверие скорбной даты в Украине проходит множество памятных мероприятий, организованных соратником и другом Георгия Николаевича, народным депутатом Украины, председателем партии «Відродження» Виктором Остапчуком.
Далее
На фото: Г.Кирпа и В.Остапчук.
Десять лет назад, 27 декабря 2004 года, трагически погиб выдающийся государственный деятель, Герой Украины Георгий Николаевич Кирпа. Он был министром транспорта и связи – Генеральным директором «Укрзалізниці». Уже после его смерти за ним прочно закрепилось другое звание, отражающее не карьерное достижение, а саму суть его деятельности, – народный министр.
В преддверие скорбной даты в Украине проходит множество памятных мероприятий, организованных соратником и другом Георгия Николаевича, народным депутатом Украины, председателем партии «Відродження» Виктором Остапчуком.
Надо сказать, что Виктор Николаевич, считающий Кирпу своим учителем, многое сделал для сохранения памяти о народном министре. В частности, по его инициативе современному спортивному комплексу, построенному в Харькове в 2004 году, присвоено имя Г.Н.Кирпы. И вне зависимости от того, как относился к Кирпе очередной руководитель «Укрзалізниці», дни рождения и ухода Георгия Николаевича на протяжении всех этих лет неизменно становились днями памяти, в которых, кроме железнодорожников, принимали участие любимые артисты Кирпы, а также его близкие – жена Жанна Игоревна, дети, внук…
Вот и в нынешнем году почтить память Георгия Николаевича в Харьков и Купянск по приглашению В.Н.Остапчука приезжает Национальный заслуженный академический народный хор Украины им. Верёвки, которому Кирпа в своё время очень помогал, как, впрочем, и многим другим украинским артистам. При поддержке народного депутата напечатан дополнительный тираж книги Германа Ключерова «Георгий Кирпа: прерванный полёт», рассказывающей о незаурядной судьбе незаурядного человека. Проводятся тематические фотовыставки и радиопередачи, на различных региональных телеканалах демонстрируются фильмы о Георгие Николаевиче.
– Гибель Георгия Николаевича я считаю нашей национальной трагедией, – отмечает В.Н.Остапчук. – Но, тем не менее, жизнь продолжается. Память о Георгие Николаевиче и его великих делах необходима прежде всего нам самим. На фоне того, что сейчас происходит в Украине, многие потеряли надежду на лучшее в обозримом будущем. Конечно, если бы мы все 23 года катились по нисходящей, можно было и разувериться, опустить руки, мол, мы ни на что не способны и ничего не можем. Но ведь это не так! На самом деле – у нас есть своя история побед, есть человек, который доказал: мы умеем быть успешными, умеем эффективно работать и достигать самых амбициозных целей. Георгий Николаевич для возрождения нашей страны сделал столько, что хватило бы на много жизней, но самое главное – он научил нас уважать себя, поверить, что нет ничего невозможного. Сегодня пример его жизни, его деятельности на благо Украины – фундамент для оптимизма и веры, что из всех испытаний мы выйдём только сильнее.
…Многие помнят, что в конце 90-х годов положение железных дорог Украины было просто катастрофическое. Огромные долги перед бюджетом, бартер, грозивший полным развалом финансовой системы, раскуроченные электрички и «убитые» вокзалы, ничтожные объемы обновления основных фондов, более чем скромная заработная плата, выдаваемая с многомесячными задержками, зачастую сахаром, мукой или щебнем, давящее чувство безысходности. Отрасль агонизировала, опутанная сетью посреднических структур. Вот тогда, в апреле 2000 года, Генеральным директором «Укрзалізниці» и был назначен Георгий Кирпа, который через два года станет министром. И почти сразу же последовали серьёзные кадровые перестановки — из шести начальников дорог сменились пять (начальником Южной железной дороги был назначен В.Н. Остапчук), почти наполовину обновился административный аппарат «Укрзалізниці».
Георгий Николаевич сумел сплотить вокруг себя команду единомышленников и организовать работу таким образом, что прежде «мертвые», глубоко убыточные железные дороги, за считанные месяцы рассчитавшись с долгами по зарплате и перед бюджетом, — начали стремительно двигаться вперёд, как локомотив, потянув за собой другие отрасли. Экономический рывок железнодорожного транспорта стал своеобразным катализатором возрождения отечественного тяжелого машиностроения, приметы которого — строительство первых украинских пассажирских вагонов Крюковским вагоностроительным заводом, создание первого отечественного дизель-поезда и первого украинского пассажирского тепловоза ТЭП-150 на базе Луганского тепловозостроительного завода и многое другое. Благодаря позиции Георгия Николаевича, всегда ставившего во главу угла национальные интересы, поднялись с колен сотни отечественных предприятий, где на заказах железнодорожников объемы производства возросли в разы, были созданы тысячи новых рабочих мест.
Словом, Кирпа неутомимо обустраивал Украину, и в то, что очень скоро наступят лучшие времена, поверили не только транспортники, но и миллионы граждан Украины.
Однажды журналисты спросили Кирпу, на какие деньги проводится грандиозное строительство одновременно сотен объектов по всей стране. «На ворованные», – мгновенно ответил министр и, улыбнувшись замешательству «акул пера», объяснил: «На деньги, которые раньше «уводились» из отрасли в чьи-то личные карманы. Достаточно было поломать все эти налаженные «схемы», и теперь у железных дорог есть средства и для развития, и для «социалки».
Подобные шаги потребовали ещё и огромного личного мужества. Ведь владельцами «личных карманов» были очень непростые люди, от вхожих в самые высокие властные кабинеты до «чисто конкретных пацанов». Конечно, своей принципиальностью Кирпа нажил себе немало врагов, в том числе из первого эшелона отечественной политической и бизнес-элиты. Но, наверное, слишком разная у них была жизненная философия и слишком непохож путь на властный Олимп.
Георгий Кирпа был из тех, кто сделал себя сам. За счет собственного труда, характера, таланта и упорства. Он вырос в селе Клубовка Хмельницкой области в бедной семье, помогая во всем наполовину парализованной маме и родной тёте-инвалиду. После окончания школы вместе со своей будущей женой Жанной отправился в Харьков — учиться на железнодорожника.
После окончания ХИИТа его распределили на Львовскую железную дорогу, где он прошёл путь от рядового специалиста до начальника магистрали. Причем, в 26 лет Кирпу, который к тому времени успел заработать репутацию прирожденного руководителя и профессионала, назначили начальником станции Чоп — сложного приграничного узла, через который проходило более трети всех экспортно-импортных перевозок СССР. И он наладил работу так, что станция заработала, как часы. Благодаря Кирпе это «окно в Европу» стало красивым, благоустроенным и нарядным. Этот принцип – делать всё красиво – Кирпа исповедовал всю свою жизнь. А ещё – руководствоваться в своей работе интересами простых тружеников и ветеранов.
В дальнейшем, несмотря на все карьерные взлёты, Кирпа не растерял эти качества. Став руководителем «Укрзалізниці» и министром, он запросто общался с ветеранами, рядовыми работниками, внимательно выслушивал просьбы и никогда не забывал их выполнять. Под патронатом Кирпы находились сотни школ, интернатов, приютов, больниц, домов престарелых. А как были благодарны Георгию Николаевичу ветераны-железнодорожники — за отраслевые доплаты к государственным пенсиям, за медицинское страхование, за постоянную поддержку!
Тогда, десять лет назад, Украина (и особенно транспортная отрасль), казалось бы, находились на подъеме. Но Георгий Николаевич видел, как зачастую превалируют не национальные интересы, а интересы отдельных кланов и олигархов. Он понимал: для того, чтобы модернизировать всю Украину, а преобразования в транспортной отрасли сделать необратимыми, необходимы политические инструменты. Поэтому по его инициативе и была создана новая центристская партия – «Відродження», партия конкретных дел. В своем докладе на ее первом съезде, который состоялся в июле 2004 года, Кирпа, в частности, подчеркнул: «Настало время, чтобы политическая элита научилась жить в единстве души, слова и действия, смогла бы выделяться речью положительных поступков. Тогда достойно жить будем все».
С тех пор прошло десять лет, а эти слова Георгия Николаевича – словно о сегодняшнем дне. Наверное, сейчас нам дан последний шанс воплотить в жизнь всё то, о чём мечтал Георгий Кирпа – о возрожденной Украине, успешной и всеми уважаемой. И этот шанс упустить нельзя.
Л.Двоскина.